Цикл лекций по эстетике
«Эстетика» — курс доктора философских наук Константина Глебовича Исупова: от Античности через Средневековье до Возрождения. В частности, затрагиваются следующие темы: мифологическая реальность и мифологическое сознание, античный эстетический идеал, природа античного театра, отношение людей Средних веков к смерти, земной жизни, юродство как эстетический феномен, композиция иконы в терминах теории кино, введенных Сергеем Эйзенштейном.
К. Г. Исупов — известный петербургский философ, историк русской и мировой культуры, ученый-энциклопедист, профессор.
Плейлист (14 лекций): vk.cc/6i7w76
1. Структура мифа, мифологическая реальность и мифологическое сознание. Миф и имя (номинация). Концепция мифа П. Флоренского
2. Античная эпоха: Античный эстетический идеал, картина мира
3. Судьба как центральная категория античности. Герой Судьбы и понятие трагической вины в античной трагедиографии
4. Природа античного театра
5. Эстетика Платона, его отношение к искусству и поэтам
6. Средневековая картина мира, основные эстетические пристрастия эпохи.
7. Византия и запад. Нюансы христианского мироотношения
8. Троица как центральная теологема и эстетический концепт Средневековья
9. Отношение людей Средних веков к смерти, земной жизни. Юродство как эстетический феномен
10. Образно-символическое понимание иконы. Иконоборцы и иконопочитатели. Икона и лицевые подлинники. Икона и литургия в храмовом действе
11. Образ и прообраз в иконе, ее мистический аспект
12. Функции иконы в храме и в бытовой религиозности. Композиция иконы в терминах теории кино (С. Эйзенштейн). Семиотика иконы (А. Жёгин, А. Успенский). Икона — «умозрение в красках» (С. Трубецкой)
13. Эстетика Ренессанса. Основные черты
14. Ренессансное самосознание и чувство истории. Острый индивидуализм человека Возрождения. Разочарование в человеке в финале эпохи. Театр Шекспира — трагедия Судьбы